Сайт учителя-дефектолога Курдюмовой Екатерины Валерьевны
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития.Одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста является задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего ЗПР диагностируют в том случае, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, восприятие, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм. И хотя данное нарушение хорошо поддается корректировке сам факт диагностирования задержки психического развития у своих малышей каждый из родителей воспринимает по-разному. Конечно основная часть родителей впадает в шоковое состояние и всячески пытаются скрыть решение ПМПК. Другие же просто смиряются с подобным диагнозом и спокойно отправляют ребенка в школу, не интересуясь вообще его дальнейшей судьбой. Но есть еще одна категория родителей, которые проконсультировавшись со специалистами, достаточно спокойно принимают диагноз, и, предпринимают все для того, чтобы помочь ребенку догнать своих сверстников в развитии. Что же мы можем посоветовать таким родителям? · Примите ситуацию такой как есть. не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, вы не виноваты, что так случилось. · Изучите всю специальную литературу, посетите индивидуальные, семейные консультации, поучаствуйте в специальных тренингах для родителей и детей с ОВЗ. · Найдите единомышленников - поддержка вам просто необходима! Общайтесь с родителями, у которых такие же дети, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. · Заведите дневник наблюдений за поведением, эмоциональными реакциями, интеллектуальным развитием детей, замечайте все изменения и новообразования у детей. Это позволит вам видеть достижения ребенка и понять над чем еще больше нужно работать. · Развивайте интересы ребенка и свои, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и самовыражения. Живите полноценной жизнью, жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. · Научите ребенка регуляции эмоционального состояния, отдыха, техникам расслабления, концентрации и переключения внимания. · Постоянно общаться, разговаривать с ним, давать возможность отвечать на простые вопросы, учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, легче малышам адаптироваться в будущем. · Всегда сохраняйте дружелюбие, спокойствие, доброжелательность в общении с детьми, между собой и с другими людьми. · Не жалейте и не сюсюкайте ребенка из-за того, что он не такой, как все. · Перестаньте его опекать, позволяйте детям самостоятельно одеваться, ухаживать за собой, выполнять обязанности и поручения, следить за чистотой. · Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать детям в случае необходимости, излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно. · Интересуйтесь мнением ребенка, дайте возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. · Развивайте общий запас знаний ребенка, представлений, мышления, интеллекта, интересы игровые и учебные интересы. Для детей с ЗПР важны повторения для закрепления. · Прививайте детям любовь к спорту и своему здоровью. Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), посещайте с детьми кружки и секции, гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием. · Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным самочувствием, глядя на вас ребенок станет чаще улыбаться, будет более оптимистичным, научится справляться с трудностями. · Поддерживайте дружеские отношения в семье, с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми. · Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес посторонних к вашему ребенку в присутствии незнакомых людей и вашего ребенка. · Играйте с ребенком, потому что любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И конечно всегда надо помнить, что ЗПР – это диагноз, а не приговор на всю жизнь. Только от совместных усилий родителей, педагогов и медицинского учреждения зависит дальнейшее развитие ребенка.
Список использованной литературы1. Крушная, Н.А. Индивидуальная форма психологической работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития: методические рекомендации для психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов-специальных психологов, педагоговпсихологов / Н.А. Крушная. – Челябинск: Издательство ЗАО «Цицеро», 2012. 2. Крушная, Н.А. Организация и содержание групповой работы с родителями, воспитывающими детей с задержкой психического развития: методические рекомендации для психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов-специальных психологов, педагогов -психологов/ Н.А. Крушная.– Челябинск: Издательство ЗАО «Цицеро», 2012. 3. Маркова,JI.C. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: практическое пособие/ Л.С. Маркова. –М.: АРКТИ, 2002. 4. Никашина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / сост. В.Б. Никашина.– М.: Владос, 2003. 5. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учебное пособие для студентов факультетов психологии/ сост. О.В. Защиринская.– СПб.:Речь, 2004. 6. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии /У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. –М.: Академия, 2002.
31 января 2017 в 10:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.